По данным разных исследований большинство школьников испытывают трудности с математикой. Мы видим, что многие потеряли веру в то, что могут классно мыслить, соображать и придумывать, что они способны узнавать и открывать новое, и особенно - что им доступна красота логического мира, рожденного великими философами.
Когда-то давно в Москве, в 80-90 годах прошлого века, в одной маленькой семейной школе небольшая группа детей под руководством учителя Бориса Сергеевича Гречухина решала в тетрадях примеры вразрез с существующей школьной программой.
Последовательность очень понятных задач, подходящих лично каждому по уровню, подталкивала ребенка к его маленькому собственному открытию. Сначала одному, потом другому. И кирпичик за кирпичиком выстраивался замок - прозрачный, многогранный замок настоящей математики. Замок из чудес, собранных по пути самим ребёнком, а не из строгих догм и зазубренных правил.
Школа просуществовала более 30 лет, выпустив много детей, поступивших позже в лучшие московские вузы. Следы подхода могли бы стереться, но, горя в сердцах благодарных родителей и смелых счастливых детей, исследовательско-эвристический подход был пламенем пронесён сквозь года частных репетиторских практик и опытов новых школ и прожил 15-летнее переосмысление в руках студентов мехмата МГУ им М. В. Ломоносова, а позже и их друзей с физфака и биофака МГУ, а также детей и близких друзей Бориса Сергеевича Гречухина - первого проложившего нам дорогу к этому светлому будущему в образовании и к радости от математики в глазах детей. И взрослых.
Соединяя опыт альтернативного и академического образования, мы, спустя время, с полной уверенностью пришли к осознанию, что в текущем школьном подходе есть смысл, но только если подходить к нему правильно.
В моменте, когда вы пытаетесь вникнуть в чужой ход мыслей, вы тренируете одну из самых таинственных по своему сложному устройству способностей - умение вникать в суть. К этому дети морально оказываются рано или поздно готовы. Когда любовь к математике и вера в себя окрепла, а в воздухе витает мотивация разобраться в чём-то новом, мы можем попробовать изучать математику наоборот: сначала узнать результат открытия, а потом выстроить к нему эвристическую дорожку или с интересом прочитать об этом где-нибудь.
Теперь, плавно перетекая из одного подхода в другой, мы, сначала возвращая понимание и любовь к математике иследовательско-эвристическим подходом, ждём мотивации задавать себе вопросы "А почему вдруг?" и восстанавливать цепочки понимания с другого конца.
Одним прекрасным летом мы стали собираться в антикафе и делать математику для детей вместе: много преподавателей - многим детям. Каждый ребенок успевал подумать над своей задачей, получить поощрение сразу от нескольких преподавателей. Преподаватели, в свою очередь, чувствовали себя вдохновлёнными - в синергии группы не устаёшь, а успехи и сложности детей можно обсудить всем вместе и создать что-то в совместном творчестве. Этот формат после глобальных событий мы сохранили и перенесли и в онлайн-пространство.
Теперь у нас есть возможность знакомить детей с миром настоящей математики и оффлайн и онлайн.
● математика без истерик из-за непонимания, зубрежки и насилия над собой;
● математика как открытие и радость от поиска закономерностей и воспарения над ними;
● математика, преподаваемая как прекрасная самоценная наука и как источник вдохновения для других исследований.